О традиционной арабской каллиграфии в востоковедении и искусствознании России освещено совсем немного. Однако данная область является наиболее важной составляющей - осью исламского искусства, поэтому интерес к ней в западной литературе возрастает.
Узнать больше об арабской рукописной книге стало возможным благодаря значительным исследованиям исламской каллиграфии, проведенным исследователями: Francois Deroche, David James, Martin Lings, Sheila Blair, Safadi, Schimmel, Олег Грабарь и другими.
В ходе исследований в данной области были выявлены некоторые закономерности развития письменности арабов. Внимательно изучая арабскую книгу, нельзя не сказать о декорировке, также и о том, что книга является живым целостным организмом. Достаточно большое внимание уделяется таким важным составляющим арабской книги, как её переплет, декоративность в оформлении страниц – это и унван, и заглавия, диакритические знаки, печати, являющиеся руководством к правильному чтению Корана (т.е. расстановка интонаций), иные отметки.
Весьма редко каллиграфию рассматривают в более широком понимании – это каллиграфия в прикладном искусстве, архитектуре, даже нумизматике. Даже в коранистике до сих пор остается очень много пробелов и малоосвещенных аспектов по той причине, что каждая из открытых вновь рукописей открывает значительные пласты в области этнокультуры, религии, истории, и требуется тщательное их изучение.
Задачей современных исследователей является нахождение междисциплинарного метода – т.е. сочетание анализа текста и историко-искусствоведческого напрвления Грабаря, базируясь на исследованиях Estelle Wheellan, Дероша, Nabia Abbott (The Rise of The North Arabic Script And it's Kur'anic Developement),
Аналогично тому, как существует арабский язык, существует также классический язык, своеобразный канон искусства, есть и множество диалектов со своими особенностями, которые обусловлены различиями в национальном фольклоре, рамками времени и другими факторами. Именно по диалектальному принципу происходило развитие арабского (частный случай) и в общем мусульманского искусства. Можно полагать, что к настоящему времени в начальной стадии находятся некоторые из направлений диалектологии. Именно данной области нужно, на мой взгляд, уделять особое внимание. Благодаря проведенным исследованиям рукописей, принадлежащим коллекции Халили, и поэтапному и систематизированному анализу хронологических особенностей шрифтов, можно делать дальнейшие продвижения. Однако, в любом случае исследования в первую очередь должны базироваться на национальном фольклоре.
Social Like
|