Популярное в Арабике

О традиционной арабской каллиграфии в востоковедении и искусствознании России освещено совсем немного....

Читать далее

Арабская письменность возникает в первый век хиджры — это VIIв. н.э., арабский алфавит к этому времени уже...

Читать далее

Еще в зороастрийскую эпоху, задолго до исламизации, Иранцы имели некое подобие каллиграфии, но именно...

Читать далее
Главная Арабика Арабская каллиграфия: истоки
Новости мира искусства

Необычное искусство написания с помощью перьев и чернил когда-то было по плечу каждому советскому школьнику, сейчас это искусство является редким мастерством,...

Читать далее
Арабская каллиграфия: истоки

Арабская каллиграфия является областью декоративно-художественного искусства.

Она отличается элементами доисламских времен. Условность художественного языка, которой характеризуется каллиграфия, позволила некоторым искусствоведам отнести ее к художественному орнаменту. Не обращая внимание на практическую функцию письма, можно выделить в мусульманской каллиграфии две функции – художественно-декоративную и религиозно-мистическую. Сами арабы называют свое искусство письма «хаттом» или «хутутом». Первоначально каллиграфию использовали для копирования и распространения Корана, считающегося ниспосланным Пророку самим Аллахом. Как следует из этого, арабская каллиграфия изначально была наделена сакральным смыслом.

Первоначально Ислам разделял арабское письмо на два вида: моментальный и курсивный. Монументальный вид письма характеризуется прямыми линиями и отличается сбалансированностью и величавостью.

alt

Курсивное письмо, в отличие от монументального, подходило для повседневного использования, в том числе для мирских записей. Оно послужило прототипом почерка «насх».

Сейчас никто не может точно ответить на вопрос, какой из очерков был прародителем всех остальных. Также нет ответа на то, откуда пришла арабская каллиграфия и где ее родина. Пока дальше ряда гипотез дело не пошло. На протяжении долгого времени прототипом всех почерков считался «куфи», который позже привел к появлению монументального и курсивного писем. Правда, как было недавно установлено и первый, и второй вид письма были самостоятельными и долгое время существовали параллельно, поэтому говорить, что курсив произошел от монументализма не стоит. Нельзя даже сказать о том, что единого стандарта монументального письма просто нет. Но, следует сказать, что самые ранние записи, дошедшие до наших времен, говорят о том, что и один и другой вид письма ранее были очень похожими.

Прямота линий монументального письма позволила без труда создавать письмена на твердых поверхностях (металлах, камнях). Такие письмена сохранились на архитектурных памятниках, мечетях, стелах и монетах. Хочется также сказать, что на монетах часто монументальный стиль сочетается с курсивом, что лишний раз подтверждает параллельное существование стилей.

Курсив же использовался для письма на папирусе, ткани, поэтому обладает намного большим количеством изгибов и завитков. Именно поэтому он стал более широко востребованным и популярным.

Social Like
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея каллиграфии

Main page Contacts Search Contacts Search