Популярное в Арабике

О традиционной арабской каллиграфии в востоковедении и искусствознании России освещено совсем немного....

Читать далее

Арабская письменность возникает в первый век хиджры — это VIIв. н.э., арабский алфавит к этому времени уже...

Читать далее

Еще в зороастрийскую эпоху, задолго до исламизации, Иранцы имели некое подобие каллиграфии, но именно...

Читать далее
Главная Арабика Арабская письменность или зарождение арабской каллиграфии
Новости мира искусства

Необычное искусство написания с помощью перьев и чернил когда-то было по плечу каждому советскому школьнику, сейчас это искусство является редким мастерством,...

Читать далее
Арабская письменность или зарождение арабской каллиграфии

Арабская письменность возникает в первый век хиджры — это VIIв. н.э., арабский алфавит к этому времени уже практически сформировался. Именно в нём уже можно увидеть характерные для арабского письма черты. Например, одним знаком могли обозначаться две или три фонемы, однако впоследствии их на письме различали дополнительными знаками - диакритическими точками. Согласные обозначали знаками шадда (ташдид). Позднее появляются огласовки. Непосредственно форму букв арабы позаимствовали у семитских ранних почерков. Орфография появляется несколько позднее - в конце VII века, её появление в основном обусловлено необходимостью писать священную книгу мусульман – Коран (ранее учение Мухаммеда распространяли в устной форме, что приводило к искажению учения Великого пророка).
Каллиграфия по-арабски - «хатт» (خط) или «хутут» (خطوط). Эти слова носят сакральный смысл в связи с тем, что арабская каллиграфия возникает на основе копирования творения Аллаха - Корана.
Во времена истоков возникновения исламской религии были известны 2 вида арабского письма: курсивное и монументальное. Монументальное основано на использовании прямых линий, для него характерны величавость и уравновешенность. Курсивное арабы использовали для ежедневной записи, оно становится впоследствии основой для почерка «насх» (النسخ).

Долгое время считалось, что первым почерком арабов был «куфи», именно он стал базой для всех последующих стилей каллиграфии, и монументальных, и курсивных. Однако позже исследователями было доказано, что развитие этих стилей происходило независимо и параллельно.

Арабская письменность или зарождение арабской каллиграфии

«Монументальным» почерком называют почерк, используемый для письма на твердых материалах – например, камне или металле. Его можно наблюдать на памятниках архитектуры, это мечети, стелы, также его можно увидеть и на монетах. Различают куфи, который применяли для письма на папирусе - материале очень мягком.Таким образом, монументальный стиль письма является угловатым истатичным, акурсивный почерк является сугубо рукописным, это «непрерывное письмо», характерными особенностями которого являются слигованность, скругление форм.

В арабской письменности различают шесть каллиграфических почерков – три из них относятся к раннему стилю: «куфи», «насх», и «сульс», а три – к позднему: «таълик» (или «фарси»), «рикъа». и «дивани».

«Куфи» (الكوفي) является древнейшим. При письме «куфи» основываются на правила геометрии в сочетании с орнаментом. В основном этот почерк использовали при написании Корана, также чеканке монет, надписях на зданиях и мечетях.

Почерк «сульс» (الثلث) был основан в 1-2 веке, по хиджре - 7 в.н.э., когда правила династия Омейядов. «Сульс» в переводе - «треть», что возможно связано с тем, что он составлял третью часть размера шрифта «куфи». Сульс является скорее орнаментальным стилем, его до настоящего времени используют в различных эпитафиях, заголовках и посвящениях. Его характерными чертами являются изогнутые буквы с крючками на конце.

Стиль «насх» (النسخ) появляется в 3 веке по хиджре – это 10 в.н.э. Для него характерны короткие горизонтальные «стежки», по длине вертикали равны горизонталям, у букв полные и глубокие изгибы, между словами одинаковые интервалы. Использовался данный стиль в основном для коранических аятов, в настоящее время его широко применяют в печатании книг и газет.

Стиль «таълик» (التعليق) был создан в Иране. Его отличительная особенность – постепенное «Съезжание» при написании букв сверху вниз, что визально выглядит так, как будто слова написаны по диагонали. Этот стиль используют употребляется в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане.

«Рикъа» (الرقعة) в переводе - «маленький листок». Это сжатый стиль, разработанный на основе стилей сульс и насх. Он является наиболее лёгким для написания почерком и применяется для быстрого письма.

«Дивани» (الديواني) испльзовали для написания правительсвенных приказов и официальной государственной переписки, для него характерна особая помпезность.

Social Like
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея каллиграфии

Main page Contacts Search Contacts Search