Популярное в Европейском письме

Даже на взгляд не слишком знакомого с историей человека заметно в историческом плане различие в...

Читать далее

Своего расцвета искусство красивого письма достигло в странах Азии: Японии и Китае. Да, именно искусством...

Читать далее

Время умеет скрывать свои секреты, не оставляя исследователям никаких возможностей найти достоверную...

Читать далее
Главная Европейское письмо Римское капитальное письмо и рустика
Новости мира искусства

Необычное искусство написания с помощью перьев и чернил когда-то было по плечу каждому советскому школьнику, сейчас это искусство является редким мастерством,...

Читать далее
Римское капитальное письмо и рустика
Римское капитальное письмо и рустика

Римское капитальное письмо было распространено в I—V вв. Яркий пример его классического вида можно увидеть на колонне Траяна (II век).

Сама структура данного вида письма  неразрывно связана с архитектурой античности. Чередование прямых линий с округлыми демонстрирует такой же принцип, который заметен и у зданий Древнего Рима. Полукруглый свод между вертикально поднимающимися пилястрами, обрамлённый горизонтальным карнизом — что-то невероятно похожее можно наблюдать и в буквах.

На основе анализа букв Траяновой колонны и некоторых других письменных памятников учёными был сделан вывод, что мастер в Древнем Риме не рисовал высекаемые буквенные знаки на мраморе, используя линейку, циркуль и прочие инструменты, а наносил их с помощью плоской ширококонечной кисти. Это объясняет довольно сложное построение букв, при этом одни и те же буквы на одной и той же пластине выглядят по-разному. А самое главное доказательство состоит в том, в начертаниях букв предельно ясно выражается характер написания именно плоской ширококонечной кистью, которая приспособлена к технике высекания на каменной породе.

Римское капитальное письмо употреблялось и в написании ширококонечным пером. Стремительное развитие данного вида письма наблюдается после появления пергамента. Буквенные знаки капитального письма названы квадратными капиталами (capitalis quadrata) из-за их особого характера оформления ширококонечным пером.

Такие буквы были мало приемлемы для больших текстов по причине высокой трудности написания и малой беглости. Квадратные капиталы всё же использовались вплоть до X века, в основном в декоративном письме и в написании заголовков.

Параллельно с квадратными капиталами развивается более беглое и размашистое письмо — рустика, т.н. крестьянское капитальное письмо (capitalis rustica). Эта форма письма сохранялась до XI века, даже при развитии новых форм письма. «Крестьянское» письмо использовалось уже на папирусе. Этот факт подтверждают находки в Помпее. Этим письмом ещё в VI веке писали целые книги, а затем рустика употреблялась лишь для заглавий и декоративных страниц. Бесценные тексты Вергилия и прочие манускрипты античности, сохранившиеся до сегодняшнего дня написаны рустикой, а кроме того частично квадратными капиталами.

Характерной особенностью рустики стали тонкие вертикальные линии, при этом горизонтальные штрихи отличались большим нажимом. Таким образом, получается сжатое, узкое и одновременно высокое письмо.

Social Like
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея каллиграфии

Main page Contacts Search Contacts Search