Популярное в Интересном

Кроме пышного празднования открытия Олимпиады в Сочи, состоялось менее значимое для спортсменов, но имеющее...

Читать далее

Сегодня открытки совершенно утратили статус банальных и обыденных. Даже самая простая открытка способна...

Читать далее

Прадедушкой современной поздравительной открытки можно считать древнеегипетский папирусный свиток, на...

Читать далее
Главная Интересное Древние способы бумажного производства
Новости мира искусства

Необычное искусство написания с помощью перьев и чернил когда-то было по плечу каждому советскому школьнику, сейчас это искусство является редким мастерством,...

Читать далее
Древние способы бумажного производства
Древние способы бумажного производства

Бумага была известна в Китае более 2000 лет назад. Процесс ее изготовления был основан на переработке молодых побегов шелковицы или тутового дерева. Щелочной раствор (поташ), в котором проваривались пучки веток, изготавливался из золы. Предварительная варка в таком растворе делало ветки более податливыми для дальнейшей обработки. Затем проваренные растения очищались от коры, а внутренняя их часть размолачивалась до состояния кашицы. Добавляя клейковину, полученную из корней мальвы, китайцы получали однородную вязкую массу, которая уже разливалась в специальные формы. Форма для листов бумаги представляла собой деревянную рамку и бамбуковое сито, позволявшее быстро испаряться излишкам влаги. После высыхания листы получались рыхлыми и пористыми.

Способ производства бумаги в Китае долгое время держался в строжайшей тайне, а ослушавшимся грозил смертный приговор. Но, несмотря на запрет, секрет этой технологии все-таки проник в соседние государства, сначала Корею, а затем и в Японию.

В 610 году н.э. буддийский монах, владевший секретом изготовления бумаги и туши, переселяется в Японию. И с этого времени уже японцы начинают вносить свои изменения в технологию производства бумаги.

Японцы, опробовав другое сырье (рисовую солому, коноплю, волокна митсумата), и изменив естественное стекание влаги из формы на интенсивное ее удаление, добились тонкости и нежности бумажных листов. Этот народ всегда с трепетом относился не только к практической стороне изготавливаемых предметов, но и к их эстетической красоте. Традиционная японская бумага, изготовленная ручным способом, получила название «васи». Вплоть до XII века она ценилась очень дорого и доступна была только знати. Однако надо заметить, что мастера каллиграфии тех времен предпочитали для письма все-таки китайскую бумагу. На ней тушь слегка расплывалась, и это придавало линиям особую выразительность.

Здесь же, в Японии, впервые для производства бумажных листов стали использовать вторичное сырье. Но сделано это было вовсе не из экономии. При дворе императора Хайэн Сэйва, в VIII веке, одна из знатных дам после его смерти использовала старые бумажные листы переписки владыки. Написав на них буддийскую сутру, она смогла таким образом «прикоснуться» к его душе. В те времена причина повторного использования писем носила только религиозный характер.

В Европу способ изготовления бумаги завезли арабы, которые, в свою очередь, получили его от китайских пленных. В обмен на свободу китайцы раскрыли арабам многовековой секрет.

Европа, получив новое изобретение, внесла свои изменения в процесс изготовления бумаги. Основой для ее производства стал не растительный материал, как в Китае и Японии, а ветошь. Волокна тряпья изначально размягчали при помощи гниения, и только к XVIII веку стали варить ветошь в щелочном растворе. В это время торговля хлопковым полотном и ветошью процветала именно по этой причине. Но источник этого сырья постепенно иссяк, и умельцы стали опробовать в производстве бумаги другие материалы. Это были: капуста, солома, шерсть и кожа животных.

К концу XIX века мир уже насчитывал около 100 образцов бумаги ручного производства, изготавливаемых из самых различных материалов.

Social Like
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея каллиграфии

Main page Contacts Search Contacts Search